Сьогодні Середа, 20 Вересня 2017 року

Іноземних мов
природничих факультетів
Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики немецкого языка
Опубліковано: 13 Апр 2015 / Немає коментарів / 450 переглядів

Всеукраїнська  науково-практична інтернет-конференція 17 квітня 2015

присвячена 150-річчу ОНУ ім. І.І.Мечникова та 55-річчу факультету романо-германської філологіі

 

 

«Дослідження та впровадження в начальний процес сучасних

 моделей викладання іноземної мови за фахом»

Безымянный

Петренко Оксана

Мариупольский государственный университет

 

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики немецкого языка.

 

С развитием высоких технологий, глобализацией экономики, более совершенной системой общественной коммуникациии в условиях реформирования высшей школы должны меняться также и образовательные технологии преподавания иностранных языков. Все это ставит к преподаванию и преподавателя иностранного языка в вузах новые требования. На смену привычному методу преподавания посредством книг, изучению грамматики и выполнению однотипных упражнений, чтению и переводу текстов (грамматико-переводной подход) пришла коммуникативная методика.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков при изучении грамматики немецкого языка.

Предмет исследования – коммуникативно-ориентированный метод как один из основных при изучении грамматики немецкого языка.

Цель данной статьи – рассмотреть возможности применения коммуникативно-ориентированного подхода и доказать необходимость применения данного метода при изучении грамматики немецкого языка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: определить роль грамматики в изучении иностранного языка; рассмотреть принципы отбора грамматического материала; произвести анализ полученных результатов.

Коммуникативно-ориентированный подход был разработан англичанами после второй мировой войны и появился в середине 60-х годов прошлого века. И с тех пор сильно преобразовался и получил массовое распространение во всем мире [3, с.161]. Анализ становления, развития и активного использования этого подхода в обучении иностранным языкам осуществляется в трудах известных отечественных и зарубежных ученых: М. Герберта, Ю. Жлуктенко, И. Зимней, С. Крашен, Р. Олрайт, Е. Пассова, Р. Риверса, Л. Щербы [1, 2].

Опираясь на практический опыт в применении коммуникативно-ориентированного подхода в обучении грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца (через анализ и синтез грамматического явления), тренировка и применение в речи. Для каждого из этапов характерны соответствующие их целям упражнения.

Так, на первом этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении. Этому этапу соответствуют следующие упражнения: подчеркивание, выписывание, грамматический разбор, модель SOS (sammeln – ordnen – systematisieren).

На втором этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения: имитационные, повторительные, трансформационные, подстановочные (таблицы), упражнения игрового характера [3].

На третьем этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью студентам предлагаются следующие виды заданий: коммуникативные задания, учебные и естественные речевые ситуации, коммуникативные игры.

Практически любая грамматическая тема в рамках коммуникативно-ориентированного подхода может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для студентов тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно лишь чётко определить цель задания, чтобы побудить студентов к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности. Различные виды работ по овладению грамматическим материалом и активной интеграции его в речи, ориентированные на практическую цель обучения, предполагают выражение собственных мыслей, личностную вовлечённость студентов в процесс общения и, следовательно, носят подлинно речевой характер, что в наибольшей степени соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции [4].

Итак, обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, а также расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям студентов в учебных условиях, что в итоге приводит к повышению эффективности применения данного подхода.

Литература

 

1. Зимняя И. И. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. И. Зимняя. – М. : Просвещение, 1999. – 222 с.

2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И Пассов. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.

3. Сурженко О. Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку / О. Ю. Сурженко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 160-162.

4. Хмилярчук Н. С. Коммуникативный подход при обучении иностранного языка / Н. С. Хмилярчук // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 421–424.

 



Залишити коментар

*

code