Сьогодні П'ятница, 17 Листопада 2017 року

Іноземних мов
природничих факультетів
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Опубліковано: 13 Апр 2015 / Немає коментарів / 434 переглядів

Всеукраїнська  науково— практична інтернет-конференція

17 квітня 2015 присвячена 150-річчу ОНУ ім. І.І.Мечникова та 55-річчу факультету романо-германської філологіі

 

 

«Дослідження та впровадження в начальний процес сучасних

 моделей викладання іноземної мови за фахом»

Безымянный

 

 

Кожухова Галина

Мариупольский государственный университет

 

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

 

В предлагаемом исследовании обосновывается необходимость и целесообразность продолжения традиции изучения латинского языка и античного наследия на современном этапе в учебных заведениях разного уровня. Актуальность этого вопроса связана с тем, что понятие «общеевропейского дома» вошло в широкий обиход. Основой «общеевропейского дома» является античная греко-римская цивилизация. Ее осознание как основы европейской цивилизации было осуществлено в период европейского Возрождения. С тех пор европейская культура строится как диалог с античностью, в котором каждая эпоха, обращаясь к наследию античных ценностей, находит ответы на свои вопросы.

Одним из средств проникновения в античное наследие является латинский язык – не только язык Древнего Рима, но и основа европейской культуры вплоть до Нового времени. В самом начале своей истории латинский язык был языком небольшого племени латинян, проживавшего в низовьях Тибра в Италии, со временем он стал языком огромной Римской империи. С падением Римской империи ее язык как язык католической церкви, литературы, права, образования и науки остается, выполняя надэтнические функции, в формирующихся варварских государствах Европы.

На протяжении Средних веков, Возрождения и в Новое время в Западной и Центральной Европе латынь была основой как клерикального, так и светского школьного образования.

Но в славянском православном мире вплоть до 16-17 вв. античное наследие воспринималось как наследие язычества, вредное и опасное для правоверных христиан. В Украине отношение к латинскому языку на разных этапах его использования было неодинаковым: сначала – враждебным, потом – одобрительным. Переломным этапом признания латинского языка в Украине были 30-е годы 17 в. В Киево-Могилянском коллегиуме латинский язык занимал первое место в учебной программе, там сохранилось немало написанных на латыни в середине и 2-й половине 17 в. школьных курсов теории поэтического и ораторского искусства, которые читались также и в Московской славяно-греко-латинской академии [1, с. 8-9].

С начала 18 в. античное наследие начинает активно осваиваться русской культурой. Латинский и греческий входят в учебные программы гимназий и университетов. В 19 в. в России складывается классическое образование по образцу западноевропейского и получает широкое распространение по всей стране в течение века.

После событий Октября 1917 г. классические языки были упразднены и в структуре среднего, и высшего образования. Только после внесения изменений в Декрет 1921 г., начиная с 30-х гг. изучение древних языков сосредоточилось исключительно в высшей школе. Таким образом, произошел разрыв традиций преподавания классических языков, оставив несколько поколений советских людей в стороне от многих достижений цивилизации [2, с. 18-19].

Какие цели и задачи стоят перед преподаванием древних языков на современном этапе? Зачем вообще нужно изучать древние языки, в частности, латынь? Какую пользу может принести этот предмет школьнику, студенту?

В статье Ю.Г. Чернышова  «Особенности восприятия античной культуры в России»  акцентировано внимание на ряде гуманистических элементов античной культуры, не потерявших своей значимости и в современном обществе. Это сформировавшиеся уже в античности основные признаки и атрибуты  правового государства: демократия, верховенство закона, свобода слова, политический плюрализм и др.; характерное для античного мировоззрения признание самоценности свободной человеческой личности; исконный смысл понятия «гражданин», подразумевающий полноправие и ответственность свободного члена общества, добровольно берущего на себя обязанности перед этим обществом; возвышенный культ прекрасного, воспитывающий доброту и гармонию души, уважение к традициям предшествующих столетий. По мнению Ю. Г. Чернышова, эти и многие другие гуманистические элементы  античной культуры могли бы способствовать сближению с европейской цивилизацией и развитию «трудного общеисторического процесса – процесса  избавления от варварства» [3, с. 10]. Что в равной степени можно отнести и к Украине.

Изучение латинского языка помогает более четко осознать языковые грамматические категории, свойственные как латинскому, так и украинскому и русскому языкам. Эти языки относятся к языкам синтетическим. Украинский и русский языки сохранили систему склонений, спряжений, понятие трех родовых форм и ряд других грамматических явлений, сближающих их с античными языками. Изучение латыни способствует и лучшему усвоению английского языка. Языка, за которым в последнее время все чаще закрепляются определения «международный язык» или «мировой язык» по причине его широчайшего применения во многих сферах жизни. Польза латыни для освоения английского связана с тем, что из 20 тыс. наиболее употребительных слов английского языка 10400 – латинского происхождения.

Одним словом, знание античного наследия и латыни как его составной части – это то духовное наследие, от которого не стоит добровольно отказываться и в 21 столетии. Так как изучение латинского языка способствует развитию мыслительных и духовных способностей реагировать на окружающий мир, формирует широкий кругозор и общегуманитарный подход к людям и их проблемам.

Литература

1. Гриценко С. П. Латинська мова в Україні (історичний екскурс) // Гриценко С. П. Латинська мова й основи римського права / С. П. Гриценко. – К.: Центр навч. літ-ри, 2005. – С. 4-12.

2. Подосинов А. В. Латинский язык в школе: История, задачи и методика преподавания / А. В. Подосинов. – М.: Русское слово / Импэто, 1996. – 96 с.

3. Чернышов Ю. Г. Особенности восприятия античной культуры в России / Ю. Г. Чернышов // Античный вестник. Сб. науч. тр. – Вып. 1. – Омск, 1993. – С. 4-11.



Залишити коментар

*

code