Сьогодні П'ятница, 17 Листопада 2017 року

Іноземних мов
природничих факультетів
К вопросу особенностей профессионально-ориентированного обучения немецкому языку студентов технических специальностей
Опубліковано: 13 Апр 2015 / Немає коментарів / 371 переглядів

Всеукраїнська  науково-практична інтернет-конференція 17 квітня 2015

присвячена 150-річчу ОНУ ім. І.І.Мечникова та 55-річчу факультету романо-германської філологіі

 

 

«Дослідження та впровадження в начальний процес сучасних

 моделей викладання іноземної мови за фахом»

Безымянный

                                       

                                                                                 Ольга Матвейко

                                                                                                                         Светлана Семенова

Украинско-немецкий учебно-научный институт, Одесский национальный политехнический  университет

 

К  вопросу особенностей  профессионально-ориентированного обучения немецкому языку студентов технических специальностей

С расширением международного сотрудничества в связи с европейской экономической и политической глобализацией кардинальным образом изменились требования, предъявляемые сегодня работодателями к выпускникам украинских вузов, в том числе технических специальностей. В палитре профессиональных компетенций специалиста-инженера особое место занимает иноязычное профессиональное общение, а также умение развивать свою профессиональную компетенцию через чтение современной специализированной литературы. Таким образом, знание иностранных языков становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности молодого специалиста. Кроме того, в последнее время многие европейские фирмы , в частности в Германии, показывают большую заинтересованность в привлечении для работы молодых выпускников украинских технических вузов инженерных специальностей.

Целью данной статьи является рассмотрение специфики обучения профессиональному немецкому языку студентов технических специальностей.

В статье ставится задача анализа   использования различных методологических условий и  подходов преподавателя на занятиях для достижения максимально эффективного результата при изучении  немецкого языка специалистами  инженерных специальностей для академического и профессионального поликультурного общения.

Объектом рассмотрения можно назвать проблему изучения немецкого языка студентами неязыковых специальностей.

Предметом исследовательской работы следует считать  процесс

преподавания профессионально-ориентированного немецкого языка для студентов инженерных специальностей.

Методами исследования стали:

  1. изучение различных публикаций и других источников через ресурсы  Интернет по данному вопросу;
  2. наблюдение
  3. количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Говоря о своеобразии обучения немецкому языку  в технических вузах, следует упомянуть о следующих особенностях изучения немецкого языка студентами, которые получают в этих вузах образование.

  1. Психологические особенности:

а) технический склад ума данных студентов и, зачастую, отсутствие так называемого  «языкового чутья»;

б) их  сдержанность, сухость, закрытость, в отличие от                   студентов-филологов, которые охотно выполняют задания, в которых они могут продемонстрировать свою артистичность, коммуникабельность и открытость.

2.  Особенности учебно-методической базы обучения:

а) необходимость дополнительной информационной   подготовки или самоподготовки преподавателя (т.к., в большинстве случаев, иностранный язык в технических вузах преподают специалисты, получившие высшее филологическое образование).

б) ограниченность  учебников на немецком языке и терминологических словарей для каждой отдельной  отрасли технических   дисциплин;

в) постоянное обновление учебно-методического материала в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Но есть и благоприятные условия, которые позволяют значительно облегчить процесс обучения немецкому языку, если он является вторым иностранным языком для студента.Практика обучения немецкому языку на базе английского в условиях технических вузов показывает, что для успешного овладения немецким языком, как вторым иностранным языком , например, на немецком техническом факультете Одесского политехнического университета, способствуют следующие лингвистические особенности:

  1. генетическая близость немецкого и английского языков;
  2. латинская письменность;
  3. некоторые общие моменты в произношении;
  4. аналогичные грамматические явления, близкие по структуре и семантике;
  5. наличие общего пласта лексики германского происхождения;
  6. сходные речевые модели, которые изучаются на начальном этапе.

Учитывая вышеназванные особенности обучения, возникает потребность применения как уже известных, зарекомендовавших хорошо себя  методов обучения немецкому языку студентов технических  специальностей, таких как переводной, аудиолингвальный, коммуникативный, метод чтения Ильи Франка и т.д.

Следует особо выделить тему современных подходов к обучению немецкому языку будущих инженеров в  соответствии с реалиям сегодняшнего дня. В связи с этим  нужно особо отметить  появившиеся у нас сравнительно недавно , но ставшими уже популярными и привлекательными для студентов такие виды деятельности, как работа над совместными проектами с носителями языка. Здесь можно упомянуть успешное и взаимообогащающее уже многолетнее сотрудничество украинских и немецких студентов в рамках украинско-немецких проектов на немецком техническом факультете Одесского политехнического университета.

Также необходимо сказать и о возросшей потребности применения технических средств в обучении иностранному языку студентов инженерных специальностей, использование источников и ресурсов Интернет.

В заключение хотелось бы отметить, что применение уже известных и испытанных методов в  процессе обучения немецкого языка  студентов технических специальностей, а также современных, возникших благодаря интенсивному развитию IT-технологий, следует осуществлять комплексно с учетом вышеперечисленных специфических условий этого обучения. Этим самым будет обеспечено повышение эффективности обучения, достижение наилучших результатов и соответственно качественная подготовка специалистов технических специальностей со знанием               профессинально-ориентированного немецкого языка, которые смогут стать конкурентноспособными на рынке труда не только в Украине, но и за рубежом.

 



Залишити коментар

*

code