Сьогодні П'ятница, 22 Вересня 2017 року

Іноземних мов
природничих факультетів
КОРРЕЛЯЦИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТАФОР ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Опубліковано: 13 Апр 2015 / комментария 2 / 1890 переглядів

Всеукраїнська  науково-практична інтернет-конференція 17 квітня 2015

присвячена 150-річчу ОНУ ім. І.І.Мечникова та 55-річчу факультету романо-германської філологіі

 

 

«Дослідження та впровадження в начальний процес сучасних

 моделей викладання іноземної мови за фахом»

Безымянный

Румянцева Е.А.

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

 

 

КОРРЕЛЯЦИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТАФОР ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (на материале карикатур англоязычных СМИ)

Целью исследования, результаты которого представлены в тезисах, является изучение корреляции вербальной и визуальной метафоры, объект исследования – креолизованные карикатуры англоязычных СМИ.

Взаимодействия визуальных образов во взаимодействии с вербальными средствами коммуникации – один из самых мощных приёмов убеждающей политической коммуникации. Важность использования стратегий убеждения в СМИ в последнее время значительно возросла и продолжает возрастать  по той причине, что в мире политики впечатления и ожидания реципиентов информации, то есть социума, влияют на формирование реальности.

Лидирующее место в исследовании невербальных политических метафор занимают работы по метафорам в политической карикатуре. Систематические исследования визуальных метафор в политической карикатуре начинаются с 80-х гг. прошлого века [4; 5], и, хотя в этот период авторы не акцентировали внимание на сравнении вербальных и невербальных метафор, уже первые результаты показали, что между этими уровнями политической семиотики наблюдаются регулярные корреляции. Карикатуры рассматриваются не только как средство критики, но и как значимый источник данных о взаимоотношениях между людьми, политическими событиями и властью. Как отмечает М. Даймонд, исследователи привыкли рассматривать политическую карикатуру как графическую работу и средство сатиры, однако «низведение политических карикатур до юмора и сатиры неверно, так как сатира и юмор не обязательные элементы карикатуры», карикатуры следует рассматривать как «политические знаки» [6, с. 252]. Лингвисты отмечают важную связь между визуальным рядом и политической метафорой: политические метафоры «часто дают начало сериям карикатур, основанным на метафорических следствиях»

[1, с. 138]. Таким образом, визуальный ряд рассматривался как одна из форм существования политических метафор.

Исследования метафор в политических карикатурах направлены на выявление ролей, приписываемых политикам [3], на анализ визуальных образов внешнего врага [6]. Особенно большой интерес исследователей привлекают метафоры в карикатурах, изображающих президентов, поскольку президент олицетворяет страну. Визуальные метафоры напоминают об общих ценностях, имплицитно их поддерживают и воспроизводят. Исследование показывает, что в политической карикатуре политики могут представляться клоунами, артистами и спортсменами так же часто, как и в вербализированных метафорах политического дискурса.  Для определения корреляций между вербальной и невербальной политической метафорикой нами были проанализированы метафорические образы в политических карикатурах [2], освещающих события, происходящие в Украине за период с января 2014 по февраль 2015.

Исследование современного политического дискурса в средствах массовой информации показывает, что для осмысления международных отношений используется приём персонификации, в частности задействована метафора «Государство – это индивидуум». Реализация осуществляется в виде метафор «Государство – насильник», «Государство – жертва» и «Государство – защитник», данные метафоры часто используются, когда речь идёт о военном конфликте или военном вмешательстве во внутренние дела какого-либо государства [7].

 

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

 Безымянный  Безымянный  Безымянный

На многих карикатурах (Рис. 1, 2, 3) изображена украинская девушка (персонификация Украины), которая подвергается домогательствам и насилию со стороны зловещего медведя, дикаря, русского мужика или В. Путина (персонификация России).

Исследование вербальных метафор в политическом дискурсе указывает на то обстоятельство, что оппоненты часто стремятся дегуманизировать политического противника или внешнего врага с помощью различных метафорических образов – от дикаря и насильника до жестокого зверя. Похожие выводы следуют из исследования невербальной политической метафоры. Цель взаимодействия вербальных и невербальных метафор в карикатурах – воздействие прежде всего на подсознательную сферу, поэтому очень важна  символическая составляющая и единство метафорического образа. Рассмотрим корреляцию вербальных и визуальных метафор на примерах, приведённых ниже (Таблица 1).

Таблица 1

Принципы взаимодействия вербальных и визуальных метафор с целью реализации стратегии убеждения

Пример использования в карикатуре

Принцип доказательства: образ выступает в качестве аргумента. Визуальная метафора демонстрирует истинность или адекватность высказывания.  Изображение В. Януковича на руках у В. Путина (Рис.4) подтверждает мысль о том, что бывший президент Украины являлся куклой-марионеткой в руках у Путина, и демонстрирует истинность вербальной части карикатуры – Viktor YanukovychPutin’s man in Ukraine”.

Рис. 4

 Безымянный

Доказательство от обратного: образ прямо-противоположен высказыванию. Президент России В.Путин заявляет: «I will tomorrow withdraw all troops from Donetsk, Luhansk and the Crimea!». Однако на карикатуре изображён актёр на сцене, показательной является также реакция зрителей – все они смеются. Конечный этап воздействия на адресата осуществляется посредством надписи внизу – Comedy in Russia.

Рис. 5

 Безымянный

Смысловая связь: используются определённые семантическиесвязи между элементами визуального образа. Эти ассоциации возникают благодаря экстра-лингвистическому знанию и активируются с помощью образа. Рис. 6 демонстрирует Германию (в образе Ангелы Меркель) в весьма двойственном положении – с одной стороны она всеми силами пытается преградить дорогу танку Путина, а с другой стороны – находится в зависимости от российского газа (дуло танка изображено как газовая труба с вентилем, который Путин демонстративно перекрывает. На Рис. 7 мысли президента России Should I flex more muscle on Ukraine?” и Let me check with my personal trainer сопровождаются образом так называемого «персонального тренера», в котором без труда угадывается образ Сталина.

Рис. 6

 Безымянный

Рис.7

 Безымянный

Часть вместо целого или синекдоха: более широкое понятие (Украина) представлено через более узкое – Крым (бифштекс, который доедает Путин). Президенты Б. Обама и А. Меркель в качестве официантов подают блюда с надписью “sanctions”.

Рис. 8

 Безымянный

Персонификация: представление стран через образы президентов этих стран. Играет один Путин, остальные президенты с удивлением и ужасом наблюдают за ним. В нормандском квартете явно отсутствует взаимодействие между музыкантами.

Рис.9

 Безымянный

Причинаследствие: образ показывает следствие того, о чем говорится “our next step will be annexing London in order to protect the Russians who live in Chelsea”. Между визуальным образом и высказыванием возникает причинно-следственная связь.

Рис. 10

 Безымянный

Дополнение: благодаря этому методу текстовое высказывание дополняется с помощью визуального образа. Визуальный образ добавляет собственное значение к общему высказыванию: Maybe if you exercise and get big muscles, hell go away”.

Рис. 11

 Безымянный

Определение значения: текст только «намекает» на высказывание, которое становится очевидным благодаря визуальному образу. На избирательном участке во время крымского референдума о присоединении к России: фраза we are the international observersподкрепляется образом  российского танка, направленного на избирателя.

Рис. 12

 Безымянный

Связывание: целевой объект взаимно связан с другим объектом с помощью изобразительной подачи (вереница троянских коней – гуманитарная помощь из России). Создан контекст Auf der Fernstraße MoskauDonezk, в котором происходит ассимиляция элементов изображения.

Рис. 13

 

Безымянный

Символизация: визуальный образ превращает высказывание в символ. Лежащее в основе символическое понятие может вмещать очень многое. Понимание символов предполагает наличие определённой подготовки или опыта.

Рис. 14

 Безымянный

Усиление: Визуальный образ усиливает текстовое высказывание, вплоть до преувеличения. Заголовок над карикатурой “Nervous world awaits Putin’s next move” подкрепляются недвусмысленными действиями – Аляска отбуксируется в сторону России.

Рис. 15

  Безымянный

Исследователи сходятся во мнении, что метафоры в политической карикатуре отражают индивидуальную интерпретацию событий, но эта интерпретация несёт на себе отпечаток национального коллективного сознания. Визуальные метафоры напоминают об общих ценностях, имплицитно их поддерживают и воспроизводят.

В связи с этим можно сделать вывод: визуальная метафора столь же значимый источник данных об общественном сознании, как и вербальная метафора. В процессе сравнения вербальных и невербальных метафор в рамках политической карикатуры, результаты исследования свидетельствуют, что между этими уровнями политической семиотики наблюдаются регулярные корреляции. Изучение невербальной политической метафоры подтверждает постулат о когнитивной природе метафоры, дополняет результаты исследований вербальной метафорики и способствует более глубокому пониманию той роли, которую метафора играет в осмыслении и конструировании политической действительности.

Перспективы исследования: наибольший интерес представляет сопоставление вербальных и невербальных политических метафор в рамках одной работы, это позволит достоверно проследить, как при осмыслении определённых событий концептуальная политическая метафора реализуется на вербальном и невербальном уровнях политической семиотики, при этом анализ может производиться на материале различных политических жанров.

Литература

1. Баранов А.Н. Политическая метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003. – С. 134-140.

2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.cartoonstock.com

3. Benoit W.L., Klyukovski A.A., Mchale J.P., Airne D. A fantasy theme analysis of political cartoons on the Clinton-Lewinsky-Starr affair // Critical Studies in Media Communication. 2001. Vol. 18 (4). – P. 337-394.

4. Buell E. H., Maus M. Is the pen mightier than the word? Editorial cartoons and 1988 presidential nominating politics // Political Science and Politics. 1988. Vol. 21(3). – 847 p.

5. DeSousa M. A., Medhurst M. J. Political cartoons and American culture: Significant symbols of campaign 1980 // Studies in Visual Communication. 1982. Vol. 8. – P. 66-84.

6. Diamond M. No laughing matter: Post-September 11 political cartoons in Arab/Muslim newspapers // Political Communication. 2002. Vol. 19(2). – P. 251-272.

7. Lakoff G. Metaphor and War. The Metaphor System Used to Justify War in the Gulf [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://georgelakoff.com/writings/1991/.

 



комментария 2 Добавити коментар

  • статья понравилась

  • Очень интересная статья!

Залишити коментар

*

code